Полезные статьи
Многие психологи давно пришли к выводу, что классическая музыка и особенно произведения Моцарта являются сокровищницей для развития творческого потенциала у детей. Классическую музыку можно подбирать для подвижных игр, рисования, сна и даже для интеллектуальных занятий. При подборе мелодий учитывайте стимулирующий эффект, оказываемый музыкой на определённые участки головного мозга и благотворно сочетающийся с определённым видом деятельности.
Чтобы развивать у малыша не только эмоциональные, но и музыкальные способности, нужно научить его слушать музыку и воспитывать у него музыкальный вкус.
Для этого вспомните, что всякая музыка начинается с тишины. Начните вместе с ребёнком слушать тишину. Вы увидите, как он будет восхищён тем, что и тишина имеет своё звучание. Особенно хорошо это делать в загородном доме, где нет звуков города. Сидя в тишине, поговорите с ребёнком шёпотом, спросите, какие звуки он слышит – тиканье часов, шум ветра, звук горящей свечи или печки и т. д. Гуляя в лесу, парке, слушайте
с малышом голоса природы и окружающего мира.
Очень интересно играть с ребёнком, используя для воспроизведения звуков любые подручные средства (расчёски, банки, посуду и т. д.). В процессе игры ребёнок учится внимательно слушать, у него развивается чувство ритма. Для понимания сущности рождения звука ребёнку важно иметь опыт непосредственного общения с тремя видами музыкальных инструментов.
Во-первых, это любые струнные – гитара, балалайка, гусли и т. д., на которых можно не только услышать, но и почувствовать струну и её звучание. Во-вторых, это ударные – гонг, барабан, бубен, – по которым малыш может ударять как хочет и сравнивать разные звуки.
И в-третьих, это духовые инструменты – дудочка, свисток, губная гармошка, флейта. Они удивительны тем, что просто выдыхая воздух, можно вызвать интересный звук.
Через эти ощущения ребёнок приходит к пониманию того, что звуки рождаются на свет посредством дыхания, прикосновения рук, ударов кулачками и ладошками. А значит, они такие же живые, понятные и близкие, как и мы с вами. И тогда малыш, принимая мир звуков, проникает в него, начинает прислушиваться и изучать его. Он слушает, как звучит мир вокруг, и ему постепенно открывается дверь в мир гармонии, которая является одним из основных законов мира.
Музыкальные игры, танцы, игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки и освоить её язык. Это могут быть и догонялки, и прятки, но обязательно с сюжетом и с секретом, которые выражаются в изменении громкости и темпа музыки. Детишки в процессе игры улавливают эти нюансы и «разбегаются от волка» или прячутся, догоняют и т. п. В таких играх у детей развиваются ритмические движения и логика.
Подобные игры дают возможность с самого раннего возраста научиться слушать и слышать окружающий мир, улавливать малейшие нюансы его изменений и гармонично встраиваться в течение потока Бытия.
Большой палец:
Сожмите руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри.
Пальчик в домике сидит,
Затаился и молчит.
Выходи скорей, я жду.
– Подожди, сейчас приду.
Вытолкните большой палец из-под других пальцев.
Курочка и цыплята:
Вышла курочка гулять, («походите» двумя пальцами одной руки по ладони другой)
Свежей травки пощипать,
(постучите одним пальцем по ладони)
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
(«побегайте» всеми пальцами по ладони)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (погрозите пальцем)
Не ходите далеко,
(покачайте пальцем влево-вправо)
Лапками гребите,
(«поскребите» пальцами по ладони)
Зёрнышки ищите
(постучите одним пальцем по ладони).
Счёт до пяти:
Сожмите руку в кулак, чтобы изобразить улей.
Улей – вот. А где же пчёлки?
Не хотят они летать.
Подожди, ты их увидишь,
Даже сможешь сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пересчитывая пчёл, разжимайте по одному пальцу, начиная с большого.
Росток:
Зёрнышко в тёмной, тёмной земле
Не давало долго знать о себе.
(вставьте палец одной руки в кулак другой руки)
Но большое и круглое солнце
Землю прогрело до самого донца.
(сделайте круг руками)
Ливень сильный землю смочил,
Влагой зёрнышко напоил,
(потрясите пальцами, изображая дождь)
В тёмной земле оно проснулось
И быстро к солнышку потянулось
(быстро разожмите кулак, освободив все пальцы).
Названия пальцев:
Читая стишок, показывайте пальцы.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний палец очень меткий,
Сливы он срывает с ветки,
Безымянный направляет,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Цветы:
Наши красные цветки
(сожмите ладони в кулаки)
Расправляют лепестки.
(разожмите кулаки)
Ветерок чуть дышит,
(подуйте на пальцы)
Лепестки колышет.
(пошевелите пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
(сожмите ладони в кулаки)
Головой качают,
(покачайте кулаками)
Тихо засыпают
(наклоните кулаки).
Ножки:
Большие ноги
Шли по дороге.
То-о-оп! То-о-оп! То-о-оп!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Солёная капуста:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
– Как же быть без хруста,
Если я – капуста?
– Мы капусту рубим, рубим,
(далее показывайте руками действия)
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём.
Щи:
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Лука полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо.
Раз, два, три – огонь зажжён!
Кочерыжка – выйди вон.
Замок:
На двери висит замок.
(сцепите пальцы рук в «замок»)
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили,
(потяните, покрутите сцепленные пальцы)
Постучали и открыли
(постучите сцепленными пальцами и расцепите их).
Сороконожки:
«Идите» пальцами обеих рук по ножкам, ручкам или телу ребёнка.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Всё бежали и бежали,
Всё друг дружку догоняли.
Как друг дружечку догнали –
Так друг дружечку обняли,
(сцепите пальцы обеих рук в замок)
Что едва ли их разняли
(расцепите пальцы).
Пальчики:
Читая стишок, показывайте пальцами и руками все действия.
Вот как пальчики шагают –
И мизинец, и большой,
Указательный и средний,
Безымянный – вот какой!
Вот какие наши ручки,
Лихо пляшут у ребят.
Вот какие наши ручки,
Веселятся и шалят!
Кошка и мышка:
Вот кулак, а вот ладошка,
(сожмите, а потом разожмите кулак)
На ладошку села кошка
(пальцы другой руки соберите в щепотку и поставьте на раскрытую ладонь)
И пошла, пошла, пошла,
(пробегитесь пальцами по руке от ладони до подмышки)
Мышку там она нашла
(пощекочите ребёнка).
Обучение ребёнка азам математики можно начинать уже с 1,5–2 лет. Всегда то, что вы называете «обучение», для ребёнка – игра. Можно выделять для этого специальное время, а можно во время прогулок, поездок, чтения, еды, купания и т. д. помогать познавать малышу окружающий мир.
В своих рассказах и наблюдениях учите ребёнка различать, каких предметов много, а какой только один. Ребёнка нужно научить этому прежде, чем он научится считать и узнает названия чисел, так как представление о понятиях «больше», «меньше», «поровну» создаст ему основу для обучения счёту.
Учите сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, обозначая результаты сравнения словами:
• длинный-короткий, длиннее-короче, равные по длине;
• широкий-узкий, шире-уже, равные по ширине;
• толстый-тонкий, толще-тоньше, равные по толщине;
• высокий-низкий, выше-ниже, равные по высоте;
• большой-маленький, больше-меньше, равные по величине – эти признаки даются детям самыми последними. Делается это для того, чтобы малыши с самого начала не называли высокий предмет большим, а низкий – маленьким.
Наблюдая окружающий мир, учите ребёнка различать и называть круг, квадрат и треугольник. Называйте и показывайте направления от себя: вперёд-назад, направо-налево, вверх-вниз. Навык различения направлений воспитывается прежде всего в обычной, повседневной жизни, во время приёма пищи, игр, одевания и пр., т. е. тогда, когда в нём возникает практическая необходимость.
Учите малыша определять по разным признакам времена суток и называть их – утро, день, вечер, ночь.
Упражняйте ребёнка на развитие внимания. Например, пусть он подбирает парные картинки, раскладывает игрушки, картинки или геометрические фигуры правой рукой и слева направо, при этом соблюдая одинаковое расстояние между предметами. Очень помогут вам в этом разнообразные развивающие игры, продающиеся в детских магазинах.
Часы работы:
Пон – Вскр: 10.00 – 18.00;
Адрес: Б.Казённый переулок, д. 7
Наши проекты